Все свадьбы похожи друг на друга, а каждый развод интересен по-своему. У. Роджерс
Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но, увы, бывает и такое, причем достаточно часто. И, оказывается, разводятся люди (как, впрочем, и женятся) в разных странах по-разному. Причем некоторые законы и обычаи известны еще с древнейших времен и благополучно дожили до наших дней.
Очень интересен обряд развода на юге Египта. Мужу достаточно читать дальшетри раза сказать жене: "Ты свободна. Ты мне не нужна. Ты можешь идти к родителям", и она тут же уходит. Жилье - дом в деревне или квартиру в городе - покупает мужчина или его родители. Приданое невесты - хозяйственная утварь, либо мебель, если богатая невеста, либо посуда или мотыги, если - не очень. При разводе жена уносит только свое приданое, свою посуду. Если есть дети, то жена с посудой и детьми... остается в доме, а уходит муж. Он говорит свое "Ты свободна" и... уходит сам. Однако, если у него несколько жен, он оставляет брошенной ту половину, где она живет, и уходит в те, где живут остальные жены. Это в том случае, если есть мальчик до девяти лет или девочка до четырнадцати. Если дети старше - то они остаются с отцом, а уходит жена, опять-таки со своей посудой.
Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене единственное слово: "Уходи!". Женщина же, чтобы получить развод, должна иметь веские доказательства, что муж - неисправимый донжуан.
Но не все всегда имели право на развод. Так, например, в Индии во втором тысячелетии до нашей эры его могли требовать только мужчины. Согласно существовавшему тогда закону, "жена, не рожавшая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно".
Как и обычаи, интересны причины, по которым можно было получить развод. Так, в Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание, сплетничание и чрезмерную ревность. В Турции, согласно шариату, если женщина открыла свое лицо чужому мужчине, ее брак аннулировался. У шиитов, проживающих в Ираке, существуют два вида разводов: окончательный и развод, который... можно взять обратно, если в течение года супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму. В Англии развод не разрешен, если его требуют сразу оба супруга, - по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о разводе. В конце XV века в Турции существовал закон, по которому жена имела право потребовать развода, если муж ежедневно не обеспечивает ее достаточным количеством кофе. В административном кодексе Японии одним из оснований для бракоразводного процесса называется "сон в неприличной позе".
В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу. Одна миланка уже в наши дни позволила себе не согласиться с такой причиной, но суд счел действия жены "серьезным оскорблением закона" и удовлетворил просьбу мужа о разводе.
На Мадагаскаре причиной для развода может служить длительная командировка. В Корее муж имел право на развод лишь в том случае, если у его жены обнаруживался хотя бы один из семи пороков: бесплодие, непочтительность к родителям мужа, прелюбодеяние, болезнь, ревность, злоязычие и болтливость. Прочие обвинения не считались достаточным основанием для развода.
Разнообразны и процедуры развода. Так, у жителей островов Бижагош, расположенных у западного побережья Африки, процедура развода чрезвычайно проста. Инициатором может выступить только женщина, и для развода ей "необходимо и достаточно" выкинуть из дома вещи мужа.
У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные разводы - по их понятиям, это предотвращает более сложные семейные конфликты. Развод берется, например, если муж уезжает в длительную командировку. А когда муж возвращается, происходит торжественное возобновление брака. Любопытно, что при этом ни один из супругов не должен интересоваться, что происходило в его отсутствие.
В древней Англии при разводе муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода, а жена — все тесто, имевшееся в квашне. По мнению британских этимологов, именно вследствие этого обычая произошли слова "леди", изначально означавшее — "та, что замешивает хлеб", и лорд — "хранитель хлеба".
Позднее в английском праве существовало положение, по которому муж, инициировавший развод, мог выставить бывшую супругу на продажу "по цене не менее одного шиллинга". И если находился "покупатель", то процедура развода считалась совершенной. Один из последних таких случаев "продажи жены" датируется 1832 годом. Тогда некий фермер Джозеф Томпсон продал благоверную "за 12 шиллингов и щенка ньюфаундленда".
Мусульманская жена, которой муж три раза сказал слово «развод», по обычаю должна была покинуть его дом с пустыми руками, оставив ему детей, и лишь только драгоценности, украшающее ее тело, она уносила с собой. Случалось, что побрякушки, в изобилии навешанные на мусульманку, могли кормить ее и ее родителей долгие годы.
В некоторых арабских странах вообще долгое время самой страшной клятвой считалась отнюдь не клятва Аллахом, а зарок развестись со всеми своими женами. Чем зажиточней был мужчина-мусульманин (и, соответственно, чем многочисленней был его гарем), тем чаще он использовал в качестве клятвы обещание развестись со всеми женами.
Не лишены были определенного остроумия и процедуры разводов наших предков. Так, в соответствии с советским Кодексом о браке, семье и опеке от 1926 года, развод производился публично. Чтобы инициировать бракоразводный процесс (помимо заявления с указанием мотивов развода и пошлины в размере 100 руб.), необходимо было опубликовать в одной из газет объявление "о возбуждении дела о расторжении брака".
На острове Ява от разводов бывает не только ощутимый вред, но и определенная польза: там существует постановление, согласно которому каждый вступающий первый раз в брак должен посадить плодовое дерево. При повторном вступлении в брак сажают уже три дерева. А разводящиеся сажают пять деревьев.
Но лучше всего дела с разводами обстоят в Западной Сахаре , где существует древняя традиция, по которой развод празднуется столь же пышно, как и свадьба. Туда тоже приглашаются музыканты, устраиваются традиционные танцы и пышные пиры. А если только что разведенная женщина приглянется одному из гостей, он должен дать понять ей об этом преподнесением подарка. И кто знает, может быть, следующая свадьба не за горами. Впрочем, до повторного брака должен пройти определенный срок. Согласно исламу, женщина может повторно выйти замуж только через 40 дней после развода, когда она убедится, что не забеременела от бывшего мужа. А через 40 дней после развода начнется празднование, и длится будет ровно столько, сколько понадобится, чтобы женщина нашла себе нового жениха. Обычно новая любовь расцветает через два-три дня после начала вечеринки. Но если поклонников очень много, то пир и народное гулянье могут затянуться, пока разведенная женщина не сделает свой окончательный выбор. Вот так. Не то что у нас – суды, адвокаты, иски, дележ имущества… Может быть, стоит поучиться?
Разводы совершались просто: если муж бездельничал, лежа на боку, жена просто переставала его кормить и сходилась с другим мужчиной. – древняя Русь, истоки волги
В Древней Греции существовала процедура развода. Развод был двух видов: апопомпэ (отсылка) – по требованию мужа и апомипсис (оставление) – по желанию жены. Первый вариант не представлял никаких трудностей. Если муж хотел отправить свою жену обратно к родителям, он просто отсылал её, оставляя детей у себя. Никто не спрашивал у него, почему он это сделал. В Афинах измена жены рассматривалась как вполне достаточный повод для расторжения брака; впрочем, Платон осуждал неверность любого из супругов: «...Закон... с помощью труда будет по возможности умерять развитие удовольствий, сдерживая их наплыв и рост и давая потребностям тела противоположное направление. Это, может быть, удастся, если не будут любовные утехи бесстыдными».
Всё это было, однако, только теорией. В действительности афиняне наказывали за измену лишь женщин. Жена теряла своё доброе имя, а муж имел право убить её любовника.
Развод по желанию жены был труден. Женщина должна была лично обращаться к архонту и представлять письменные доказательства основательности своего требования. При зависимом положении афинской женщины эту несложную формальность было нелегко выполнить. Это хорошо описывается в рассказе Плутарха о попытке жены Алкивиада развестись с мужем: «Гиппарета была примерной и любящей женой, но Алкивиад постоянно оскорблял жену... Когда она явилась к архонту, чтобы поступить по закону, Алкивиад вышел и, схватив её, понёс через рынок домой. Никто не посмел ни противодействовать ему, ни отнять её. Она оставалась у него до самой смерти... Закон, вероятно, и рассчитан на то, чтобы, вследствие необходимости для жены, требующей развода, явиться в публичное место, муж имел возможность примириться с ней и удержать её]].
Мужчина не был связан ничем, кроме приданого (в случае развода он возвращал ей приданное +18%). Он мог просто выдать свою жену замуж за другого, даже не спрашивая её согласия, что и сделал в своё время Перикл.
в Польше существует медаль «За долголетнюю супружескую жизнь», и котируется она наряду с другими правительственными наградами. Этой медалью награждают семейные пары, прожившие вместе не менее 50 лет. Неизвестно, по каким причинам, но самый низкий процент разводов и самое большое число награжденных этой медалью прочно удерживают города польского побережья.
Но есть люди, которым неймется в нормальной семейной обстановке, и они все время рвутся «на свободу». Вряд ли кто может состязаться в области женолюбия с алжирцем Алманом-Бун-Аджи. Он 78 раз состоял в браках и разводился, найдя новую возлюбленную. Этот женолюб сам подавал прошение о разводе 77 раз, указывая основную причину развода - несходство характеров, и только последняя жена сама ушла от него, найдя себе более спокойного и уравновешенного мужа. Это было для Аджи настолько необычно, что, потрясенный коварством семьдесят восьмой супруги, он заявил, что больше вступать в брак в свои 83 года не намерен и останется одиноким холостяком на всю оставшуюся жизнь.
Лучше поздно, чем никогда. Именно этим древним правилом руководствовалась, должно быть, синьора Анджиола Гатторончиери, решившая воспользоваться предоставленным наконец итальянцам правом на развод. В 1972 году она подала заявление с требованием освободить ее от супружеских уз, связавших ее с Альдо Арпеселла, на основании его долгого и безвестного отсутствия.
Суд удовлетворил это требование, учтя, что супруги после отъезда мужа в Аргентину не видели друг друга и не имели друг о друге никаких сведений без малого 56 лет. Самой же истице, ставшей наконец свободной, было... 103 года. Таким образом, она стала чемпионкой по возрасту среди новоразведенных в современной Италии.
При рассмотрении вопроса о разводе и периоде выжидания уместно затронуть проблему, связанную с тайным или открытым сватовством со стороны того или иного постороннего мужчины. Коран гласит, что в этом нет ничего предосудительного при условии, что разговор на эту тему не выходит за рамки приличий, а официальный брак заключается лишь после истечения периода выжидания.
Говорят, что все, что нужно женщине для развода, — это муж. Утверждение вполне справедливо, если учитывать, что сегодня в большинстве случаев (более 60%) именно женщины инициируют расторжение брака. Однако так было не всегда. Например, в Древней Руси «ячейки общества», как правило, распадались с подачи мужей, которые, мягко говоря, не отличались супружеской верностью. Да и сами устои семейной жизни были достаточно шаткие. Часто встречались параллельные семьи, «многоженство». Тому свидетельство — заповеди митрополита Георгия (XI век), который предписывал не венчать, если кто после самочинного развода «третью жену поймет». А немногим позже митрополит Иоанн велел духовенству лишать причастия тех, кто «иже без суда и срама две жены имеют». Но в целом развод супругов в Древней Руси допускался. С судебным разбирательством, привлечением свидетелей и уплатой митрополиту 12 гривен. Тем не менее, в дореволюционной России разводы были большой редкостью. А
О том, как это бывает, свидетельствует случай, произошедший в Замбии. Там в суд обратился некто Патрик Синаука с жалобой на свою агрессивную жену Нифуну Ньямбе. Оказалось, что супруга в течение восьми лет… запирала Патрика в спальне. Свои действия Нифуна объясняла ревностью, мол, она опасалась, что благоверный займется любовью с кем-нибудь из домашней прислуги. К счастью Патрика, суд освободил его от в прямом смысле слова семейных уз.
Продолжая разговор о нетрадиционных случаях разводов, нельзя обойти Италию. В этой стране муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу. Одна миланка уже в наши дни позволила себе не согласиться с такой причиной, но суд счел действия жены «серьезным оскорблением закона» и удовлетворил просьбу мужа о расторжении брака. А вот в Японии поводом для развода может послужить жалоба мужа на то, что его жена спит в некрасивой позе. В Индии, предупреждая подобные ситуации и желая уменьшить количество разводов, решили создать специальную школу, в которой молодых невест в течение трех месяцев обучают правильному поведению с будущим мужем. Несколько тысяч девушек уже получили «аттестат зрелости» для семейной жизни.
ПРОЦЕСС РАСТОРЖЕНИЯ
Процедуры развода могут быть столь же разнообразными, как и его причины. Например, у иудеев мужу для того, чтобы расторгнуть брак, достаточно в присутствии свидетелей вручить супруге «гет» — особое бракоразводное письмо, составленное представителем раввинатского суда. Если жена добровольно примет письмо — развод состоялся. Если нет — брак не расторгается, и супругу предстоит сделать еще один заход. Но уже с новым «гетом».
А вот в эмирате Дубаи (одном из семи в Объединенных Арабских Эмиратах) приняты правила развода мусульман при помощи мобильных телефонов. Муж, пожелавший развестись, просто должен скинуть жене на мобильник sms-сообщение о расторжении брака. Вообще по мусульманским законам мужчина может перестать быть супругом, если три раза при свидетелях скажет жене: «Я с тобой развожусь».
И, забрав с собой минимум вещей, женщина должна покинуть дом.
Несколько справедливее дела обстоят в Тайланде. Там бытует закон, с древности определяющий условия развода супругов. Муж и жена при свидетелях одновременно зажигают одинаковые свечи. И тот из супругов, чья свеча догорит быстрее, должен покинуть дом, не взяв себе ничего из имущества. Радостного в этом мало, особенно если сравнивать с процедурами, которые проводят в последнее время в лютерантских церквях Германии. Там устраивают специальный обряд «развенчания». На церемонию супруги наряжаются как на праздник и приглашают гостей. А сам развод состоит в том, чтобы просто отдать свои кольца священнику. Если говорить о последствиях разводов, то в этом плане ученые из Мичиганского университета сделали неожиданный вывод: разводы наносят окружающей среде еще больше вреда, чем прирост населения. Разводы приводят к расселению семей в разные дома, то есть люди все больше живут по одному, а это — причина нерационального использования природных ресурсов, что губительно для экологии.
качестве примера приводятся «супружеские» отношения среди… рыб. Оказывается, есть такие «семейные» рыбки — цихилы. Если к ним в аквариум поместить какой-нибудь источник конфликта, то есть другую рыбку, эта пара будет с ней постоянно драться, поддерживая между собой добрые отношения. Но стоит убрать источник опасности, как через некоторое время самец начнет нападать на саму самку. То же самое случается и с массой человеческих супружеских пар, которые научились жить друг с другом в горести, но не в состоянии удержать брак в радости.
РАЗВОДНЫЕ ФАКТЫ
В Индии во втором тысячелетии до н.э. право на развод имели только мужчины. Согласно существовавшему тогда закону, жена, не рожавшая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая только девочек — на одиннадцатом, но сварливая — немедленно.
Законы Доминиканской Республики позволяют судьям расторгать брак вне зависимости от места его заключения и гражданства супругов. Развод занимает всего 15 минут, и его стоимость колеблется от 1500 до 10000 долларов.
Американские исследователи обнаружили, что вероятность развода определяется генами мужчины. По мнению ученых, это объясняется склонностью мужчин к наркотикам, алкоголю, депрессиям, которые делают отношения супругов трудными и имеют наследственную составляющую.
В Чили развестись можно только одним способом: нужно неверно заполнить брачное свидетельство, а затем заявить о данном факте судьям. В общем, у дальновидных чилийцев мысль о разводе должна зреть еще до свадьбы.
У коренных жителей Мадагаскара существуют временные разводы. По их понятиям, это предотвращает более сложные семейные конфликты. Развод оформляется, например, если муж уезжает в длительную командировку, а когда муж возвращается, то происходит торжественное возобновление брака, но при этом ни один из супругов не должен интересоваться, что происходило в его отсутствие.