Через всю мою осень в этом году лейтмотивом прошли две прекрасные вдохновляющие женщины. Про первую, Фриду, мне и рассказывать неловко: столько о ней написано, показано, столькими она любима, а я будто специально не замечала ее раньше, чтобы в одну осень полюбить, перечитать, пересмотреть и в предпоследний день осени, наконец, в живую увидеть ее картины и плакать от невероятного счастья видеть.
А вот про вторую с удовольствием расскажу подробно, потому что я хочу, чтобы вы тоже ее полюбили.
Возможно, вы даже ее уже видели:
Ман Рэй. Скрипка Энгра
Она запечатлена на полотнах многих художников, на фото- и кинопленках, в воспоминаниях Э. Хэмингуэя, И. Эренбурга и многих других, кому посчастливилось оказаться в Париже в 20-е годы, в это блестящее время, когда все так стремились позабыть ужасы войны, когда кризисы и опасности новой еще не были различимы. Roaring 20's и картины в обмен на обед. Монмартр к тому времени "опопсел", потерял свою значимость в кругах людей искусства, и центром богемной жизни стал Монпарнас, а королевой Монпарнаса стала Кики. Так ее и звали и в титрах фильмов указывали: Кики с Монпарнаса.
Густав Гвоздецкий "Кики с Монпарнаса"
Не желаете ли познакомиться поближе?Хотя изначально она была совсем не с Монпарнаса, да и не Кики вовсе. Но, пожалуй, самое удивительное в ней для меня, это именно то, какой она сумела себя сделать, преподать окружающим и при этом остаться собой — добродушной и искренней девчонкой из бургундской деревеньки.
Тут следует сразу оговориться, да, Кики была натурщицей, и именно это ее занятие (не съемки в фильмах, не живопись и не исполнение песен) сделало ее знаменитой. В нашем сознании образ натурщицы того времени порой автоматически приравнивается к образу проститутки, но тут важно видеть разницу (по крайней мере для самой Кики эта разница была существенной): художники могли фривольно вести себя со своими натурщицами, те могли быть их любовницами, но они знали, на что идут. Проституцией в те годы "подрабатывали" и девушки более "благородных" профессий: швеи, посудомойки и т.д. Согласитесь, отдает ханжеством, упрекать натурщиц в легком поведении. Сама же Кики однажды даже угодила в тюрьму за то, что набросилась на хозяина трактира, принявшего ее за проститутку. В отношениях с любимыми она также была предельно искренна и каждого любила по-настоящему. Вот, кстати, что она написала об одном из них:
"Я познакомилась с американцем, лучшим фотографом. Я собираюсь ему позировать. Мне нравится его акцент и некая загадочность...
"На следующий день Кики пришла вновь, и я показал ей снимки. Она была соответственно впечатлена… Затем она разделась, пока я сидел на краю кровати с камерой в руках. Она вышла из-за ширмы, и я дал ей знак подойти и присесть рядом со мной. Я обнял ее, и она ответила тем же… В тот день не было сделано ни одной фотографии"
"Он фотографирует людей в нашем номере, а вечером я лежу, вытянувшись на постели, пока он работает в темноте. Мне видно его лицо, освещенное красной лампочкой: он похож на дьявола во плоти, и я, как на иголках, не могу дождаться, когда он закончит"
Ман Рэй "Черное и белое"
Ман Рэй стал первым, кто снял её на фото- и кинокамеру, до этого она позировала только художникам, боясь, что фотография передаст те недостатки тела, которые живопись может скрыть. В дальнейшем "магия кино" овладела ей, она снималась в дадаистских фильмах, но признавалась, что "в кино ходить намного приятнее, чем в нем сниматься". Кстати, о её киновкусах: когда Сергей Эйзенштейн был в Париже, она написала его портрет, правда во время второго сеанса засмотрелась на пришедшего Григория Александрова, поэтому портрет получился несколько "совмещенным". Она подарила Эйзенштейну книжку своих мемуаров (которые кстати были запрещены в США до 70-х годов, но об этом позже) с потрясающей дарственной надписью: ‘Car moi aussi j'aime les gros bateaux et les matelots’ ["Потому что я тоже люблю большие корабли и моряков"].
Кики действительно незаурядно рисовала (иногда она приходила позировать, но вместо этого садилась на место художника и начинала писать его портрет), некоторые эпизоды из ее автобиографии проиллюстрированы ею самой.
Вот, например, школьные годы:
Или вот, сценка цветочной торговли. Девочкой Кики зарабатывала продажей цветов:
К слову о больших, кхм, моряках (ну очень мне это посвящение Эйзенштейну нравится):
Но больше всего мне нравится ее вот такой, карикатурный стиль. Собственно, тут она изобразила свою работу:
Запомните это вздорный-вздернутый нос. Он станет своеобразной визитной карточкой автографов Кики и не только...
Единственная прижизненная выставка картин и рисунков Кики состоялась в 1927 году в галерее "Весна священная", а в 1929 году вышла книга мемуаров Кики. На презентации в Париже она раздавала автографы и поцелуи каждому. Предисловие к книги написали Э. Хэмингуэй и Ц. Фуджита, которые были очень близки Кики. Хэмингуэй признавался, что это первое предисловие, которое довелось ему написать, писал, что мемуары Кики необходимо читать на французском, иначе пропадает все обаяние. В послесловии к американскому изданию с ним в дискуссию вступал переводчик, а издатель во втором послесловии урезонивал их. Это очень тонкий ход, как мне кажется: Кики вновь в окружении мужчин, которые через годы спорят из-за нее.
Я читала русское издание мемуаров, выпущенное потрясающим онлайн-издательством "Salamandra P.V.V.", специализирующемся на выпуске книг сразу в электронном формате. Иметь открытый доступ к подобным творениям — бесценно, но это оказался именно тот случай, когда такое издание хочется иметь в бумажном варианте, потому что текст обильно снабжен прекрасными иллюстрациями, портретами и фотографиями, которые приводить здесь было бы неблагодарным занятием, я советую прочитать их. Это первый русский перевод воспоминаний Кики, и что бы там ни говорил Хэмингуэй, мне кажется, по-русски характер этой яркой личности передан всеобъемно.
Книгу в формате PDF можно скачать здесь.
Если пока еще не возникло желания прочесть Мемуары, вот вам еще пара фактов:
У Кики был страстный роман с издателем Анри Брока (именно он надоумил ее написать книгу воспоминаний). Если верить "Пари Трибьюн", во время прогулок их поцелуй мог длиться от ресторана "Фальстаф" до бара "Куполь":
Существует модный бренд женского белья "Kiki de Montparnasse", с одной стороны, подходящее название, с другой — парадокс, потому что Кики практически не носила нижнего белья, чтобы на теле не оставалось следов от резинок. Она вообще легко относилась к дорогим вещам: когда Ман Рэй подарил ей два роскошных платья, она раскроила их и сшила одно из двух половинок.
А еще Кики пела забавные и порой грустные песенки. И мне таким удивительным кажется, что сейчас их можно послушать вконтакте.
Ну а куда красочнее меня о Кики могут рассказать художники, писавшие её:
Кики Луиджи Корбеллини
Кики ван Донгена
Кики Фуджиты
Кики Крога
Кики Менджийского
Кики Ман Рэя
Кики Кислинга
Кики позировала и Морису Утрилло, но в результате, после нескольких часов работы, на картине оказался...деревенский домик!
А вдохновил меня и на этот пост, и на изучение истории Кики, и на поездку в Париж и выбор отеля на Монпарнасе, и на посещение кладбища Монпарнас этот мультфильм, увиденный на фестивале LINOLEUM этим летом, и, о чудо, так быстро появившийся в сети да еще и с русскими субтитрами. Собственно, все вышенаписанное только ради него. И тот самый заостренный нос...