Кружевные воротнички...
=================
Начиная со времен Екатерины II, учредившей Институт благородных девиц – Смольный, женское образование стало частью политики царского двора. Покровительствовать учебным заведениям для девочек считалось почетной традицией прекрасной половины трона. Что, несомненно, было грамотно: царям – ежедневная политическая рутина, их женам-сестрам-матерям – забота о будущем государства.
Педагогическую инициативу Екатерины II продолжила императрица Мария Федоровна, жена Павла I. Она продолжала заботиться о Смольном, но этим не ограничилась. Ее значение в деле образование российских женщин оказалось более чем значительным.
Она брала под свое покровительство образовательные инициативы местных обществ. Имя царицы "Мариинская" носили многие пансионы и гимназии для девочек. Кроме высокого титула это означало еще и финансовую поддержку, что было очень важно для родителей учениц.
Мария разработала и воплотила в жизнь целую систему, учредив для дочерей отцов всякого звания и чина особые учебные заведения.
В этом "неравенстве" был свой глубокий смысл и своя справедливость. Девочки в процессе учебы находились среди подобных себе, среди равных – их детство не омрачало сознание финансового превосходства чьих-то родителей. У них был сходный жизненный кругозор и круг интересов. А если интересы и способности выходили за рамки "своего" круга, то, подготовившись и сдав экзамен, можно было перейти в учебное заведение рангом выше.
В стремлении не отстать от столичных аристократов губернское дворянство также старательно поддерживало высочайшую инициативу учреждением гимназий и пансионов.
Такой, например, была женская гимназия в Екатеринославе, читать дальше