Из блога Сергея Соседова:blogs.mail.ru/mail/ssosedov/24FBAF2C00AC5444.ht...Игра этого пианиста магнетизирует, завораживает, вводит в ступор. Вазген Вартанян не просто музыкант, владеющий филигранной техникой, а фортепианный рассказчик, философ. Кажется, касаясь чуткими пальцами клавиш и выходя на связь со струной, он приближает к нам иную цивилизацию, универсальным языком общения в которой является музыка, или, точнее, музыкальная МЫСЛЬ.
В самом деле, слушая Вартаняна, невозможно отделаться от наваждения и таинства:
читать дальшемузыкальный текст он трансцендентально переводит в словесный. И тогда предреволюционные (до осени 1830 г.) и эмигрантские (с осени 1831 г.) глубоко личные переживания Шопена являются нам так ощутимо, почти осязаемо, словно снизошли спиритической благодатью откуда-то сверху или же сама душа великого маэстро волшебным взмахом рук пианиста материализовалась в звуках. Во всяком случае, глубоко дышащее и упругое «Andante spianato и Большой блестящий полонез» с данной пластинки наводят именно на эти размышления.
Vazgen Vartanian - F.Chopin_Polonaise 08:12 (в блоге можно послушать)
Да, есть у Вазгена это качество: штрихами и звуками, будто красками, рисовать вполне зримые картины мира. Это дано не многим. Искусством его выразительнейшей фразировки и тончайшей нюансировки восхищаются самые искушенные ценители музыки в России, Европе и США. И недаром. Внимательно послушайте «Скерцо и марш» и «Венгерскую рапсодию» Листа, чтобы неожиданно для себя сопоставить романтические рефлексии великого венгерского композитора с эксцентрической жесткостью и упрямыми ритмами сегодняшней урбанистической среды. Вы обнаружите удивительные параллели: оказывается, мысли и чувства Листа – человека XIX века – абсолютно созвучны нашим, нынешним. Да вы сравните! Томная созерцательность и почти сомнамбулизм основной темы гениальной «Элегии» Рахманинова сосуществуют в ней с бурными всплесками демонической страсти, достигающей под пальцами пианиста степени материалистической яви. А знаменитая «Прелюдия соль минор» того же композитора сыграна на таких динамических контрастах, что невольно проецируется на разные периоды человеческой жизни – с ее круговертью, вечными гамлетовскими вопросами, усталостью, вновь круговертью и как апофеоз – легким, игривым и эфемерным исходом. Ах, вот оно как в действительности…
Свежим дыханием и неукротимым художническим новаторством пронизаны авторские фортепианные транскрипции Вартаняна музыкальных фрагментов из балета таджикского композитора Толиб-хона Шахиди «Смерть ростовщика». Вы вновь насладитесь бриллиантовым совершенством техники пианиста, изобретательностью его музыкального мышления, тонким художественным вкусом, богатством интонаций, красок, оттенков, эмоций, присутствием чувства юмора… Особенно впечатлят вас колко-гротескная миниатюра «Кори» и вихревая, полная тяжеловесно-лукавых диссонансов, сумасбродно-сумбурная, мерцающая бликами золотых монет фреска «Царица денег». Вы увидите огромные ресницы и зеленые глаза дородной восточной матроны и услышите звучное шуршание мошны.
В общем, немедленно включайте плеер и отправляйтесь в мир музыкальных полотен удивительного художника – Вазгена Вартаняна... И в Большой Зал Консерватории 18 февраля, в четверг...